Утром 6 декабря в порт Галифакса должны были зайти два судна — норвежский пароход с гуманитарным грузом «Имо» и французский транспортный корабль «Монблан». В нарушение всех правил судоходства капитан последнего не оповестил портовые власти об опасном грузе, имевшемся у него на борту, и не вывесил на мачту положенный в таких случаях красный флаг. А грузом «Монблана» была мощнейшая взрывчатка: 2300 тонн пикриновой кислоты, 200 тонн динамита, 35 тонн бензола и 10 тонн порохового хлопка. Вход
в порт был достаточно узок, и хотя два корабля могли в нем свободно разойтись,
ни один капитан не отдал бы приказ проходить через него вместе с «плавучей
бомбой». Но капитан «Имо», как уже говорилось выше, не знал о грузе «Монблана».
В 8:45 два судна поравнялись друг с другом у входа. На тот момент их скорость
уже не была высока, но по роковой случайности моряки обоих судов совершили
ошибки с маневрами, и страшные последствия не заставили себя ждать. Нос «Имо»,
как топор, вонзился в правый бок «Монблана», разворотив форштевнем его борт на
три метра вглубь. Бочки с бензолом на «плавучей бомбе» были разбиты, и он потек
по палубе. Тем временем капитан «Имо» приказал своей команде дать судну задний
ход, и вскоре его нос со страшным скрежетом выскользнул из пробоины. Сноп искр,
возникших при трении металла о металл, поджег пролитый бензол. А спустя
несколько минут пламя охватило уже весь «Монблан». После неудачных попыток
потушить пожар его команда спешно эвакуировалась, а брошенное ею судно
приливным течением стало сносить прямо к причалу. На набережных Галифакса уже
собрались толпы зевак, пришедших поглазеть на пожар. Французские
моряки, добравшись на шлюпках до земли, даже тогда не стали предупреждать
портовые власти о возможности страшного взрыва. Они понадеялись на то, что
«Монблан» вскоре затонет, а когда поняли, что этого не произойдет, стали
спасать собственные шкуры, бросившись бежать с набережной без оглядки. Тем
временем капитан стоявшего в порту крейсера «Хайфлаера» принял решение с
помощью буксира вытащить горевший «Монблан» в открытое море, чтобы тот не
поджег другие корабли. От французского судна шел густой черный дым, и накинуть
на него трос оказалось очень проблематично. Но в итоге это все же удалось
сделать, и «Хайфлаер» стал отводить горевшее судно к выходу из порта, куда уже
прибыли пожарные суда. К
несчастью, не хватило нескольких минут, чтобы избежать ужасной катастрофы.
Неожиданно над «Монбланом» взметнулся вверх 100-метровый огненный язык, и через
мгновение чудовищный взрыв потряс воздух. Забегая вперед, скажем, что по
оценкам экспертов, его мощность составила 3 килотонны в тротиловым эквиваленте.
Он стал крупнейшим неатомным взрывом в истории человечества. «Монблан» сразу же
превратился в облако раскаленных металлических осколков, которые дождем пролились
на Галифакс и пригороды. Кусок его якоря, к примеру, был впоследствии найден в
22 км от канадского городка. Ударная волна стерла с лица земли все в радиусе 3
км от эпицентра, а из 50 стоявших тогда в порту судов больше половины либо
затонули, либо были выброшены на берег и сильно повреждены. И в довершение ко
всему на полуразрушенный Галифакс обрушились 18-метровые цунами и десятки
небольших торнадо. «Когда
стихийные бедствия прекратились, — вспоминал Дерек Тим, единственный выживший
пожарный со спасательного судна «Патриция», — я увидел, что осталось от моего
родного города. Это было ужасное зрелище! Огромное множество человеческих тел
было разбросано по набережной, некоторые из них были разорваны и обезглавлены.
В грязной портовой воде плавали обломки разбитых судов, трупы животных и
изуродованные человеческие останки…» Число жертв взрыва и дальнейших его
последствий превысило 3 тыс. человек, еще 2 тыс. человек пропали без вести, 10
тыс. получили серьезные травмы, а 25 тыс. лишились крыши над головой. Город,
погубленный кораблем, восстанавливали на протяжении нескольких последующих лет. А
виновниками трагедии суд признал капитана «Монблана», его лоцмана. Правда, с
таким приговором не согласилось правительство Франции, считавшее, что во всем
следует винить Британское адмиралтейство, отдавшее приказ о заходе судна в
Галифакс. Дело в том, что «Монблан», во избежание нападения немецких субмарин,
должен был следовать в конечный пункт назначения — город Бордо — под конвоем
британских судов, находившихся тогда как раз в Галифаксе. Но самому заходить в
порт ему было не обязательно, ведь он мог подождать конвой и в открытом море. В
итоге было назначено повторное расследование этого дела, но по его итогам суд
своего приговора не изменил. К
несчастью, эта страшная техногенная катастрофа не была единственной в своем
роде. В 1944 году в порту Бомбея (Индия) из-за пожара на борту взлетел на
воздух английский корабль «Форт Стайкин», до отказа забитый боеприпасами. А спустя
три года в промышленном городе Техас-Сити (США) загорелся и взорвался
французский пароход «Гранкан», перевозивший аммиачную селитру (химическое
удобрение). Итог этих катастроф разрушенных зданий, тысячи убитых и раненых. Причем
основное число жертв снова пришлось на тех, кто сбежался в порт посмотреть на
«захватывающее зрелище». Как и в случае с «Монбланом», роковую роль тогда
сыграло неведение: в Бомбее никто не знал о боеприпасах на «Форте Стайкине», а в Техас-Сити никто не
догадывался, что удобрение в принципе может взорваться. | |
| |
Просмотров: 3523 | | |
Всего комментариев: 0 | |