Много загадок таит судьба Моцарта.
Загадочна сама его смерть, которую до сих пор многие считают насильственной. Подозрительная
болезнь, зловещие предзнаменования, скоропостижная кончина и жалкое погребение
в общей могиле для бездомных нищих — все внушало подозрения, рождало массу
вопросов, не имевших вразумительных ответов. Почему на похоронах божественного
Моцарта отсутствовали его друзья и верная жена Констанца? Эта загадка вот уже
два столетия не дает многим покоя. Некоторые исследователи биографии В. А. Моцарта
утверждают, что вся его жизнь — от рождения до могилы — это «сманипулированная
судьба». Жизнь музыкального гения с самого начала была запрограммирована и
находилась во власти рокового числа: его рождение в 8 часов вечера накануне
среды, высота Солнца в день его рождения составляла 8 градусов в созвездии Водолея...
И, наконец, сумма цифр его полных лет жизни - 35 - опять-таки чистая
восьмерка... И все это случай? С трудом верится. Моцарт, без сомнений, был
человеком незаурядным, а всякий незаурядный человек выполняет миссию,
назначенную ему свыше. Когда он ее выполнил, то в этом обличье на Земле ему
уже делать нечего. И провидение выбирает для него другую телесную оболочку,
иную участь, новую миссию. Так было с Наполеоном и многими другими. Все они в
совершенстве выполнили свою миссию, а значит, им пора уйти... Наиболее распространенная версия
смерти композитора — отравление. Хорошо известно, что и сам Моцарт был
убежден в близкой кончине, и впервые сказал об этом жене Констанце за
несколько месяцев до своей смерти. Моцарт решил, что «Реквием», заказанный ему
таинственным незнакомцем в черном плаще и маске, ночью постучавшимся в дверь, -
это смертный приговор, и предназначен он для его собственных похорон, однако
все же сел за клавир. Но кому понабилась смерть Моцарта?
Вдова не придавала особого значения слухам об отравлении и никого не
подозревала. Главным подозреваемым в смерти Моцарта
был Антонио Сальери. Эти слухи получили еще большее pacпpoстранение после
попытки самоубийства, предпринятой им в в 1823 году, и распространения
сведений о его признании на исповеди. Хотя еще осенью 1791 года, когда Моцарт
слег, Антонио Сальери уже открыто обвиняли в том, что это он отравил Моцарта,
тем более, что они, несмотря на взаимные уверения в дружбе, были тайными
соперниками. И все же будем помнить, что итальянец Сальери в 1774 году получил
место композитора при дворе императора Иосифа II. Кто должен был испытывать
зависть: он — богатый, обожаемый венской публикой лейб-капельмейстер, или
вечно нуждающийся в деньгах новичок Моцарт, появившийся в имперской столице
на семь лет позже? Сальери сделал головокружительную карьеру. Дирижер
итальянской оперной труппы в Вене, которая стала ему второй родиной, один из
основателей Венской консерватории, он в течение нескольких десятилетий
оставался в центре музыкальной жизни Европы. Именно с ним связана слава венской
еперы. Произведения Сальери обошли почти все оперные театры мира, ставились и в
Петербурге. К тому же в числе его учеников были такие титаны, как Бетховен, Шуберт.
Лист. Они просто боготворили его, называли не иначе, как отцом композиторов».
Антонио Сальери незачем было бояться своего соперника. Слава Моцарта пришла к
композитору, главным образом, после его кончины. А до этого момента он был известен
как гениальный музыкант-исполнитель и сочинитель. Поэтому Сальери мог спокойно
почивать на лаврах. И не было у Сальери никаких оснований покушаться на жизнь
Моцарта. Как же случилось, что именно этот
человек был обьявлен после своей смерти интриганом, злым завистником и убийцей?
Мог ли он завидовать Моцарту, ведь у преуспевающего Сальери была такая слава,
о которой Моцарт и не мечтал? Его обожали и публика, и императорский двор. Его
признала вся Европе. Опера Сальери «Тартар» шла при переполненных залах, а
поставленный следом моцартовский «Дон Жуан» - провалился. И таких примеров
можно привести достаточно. Так неужели этот самовлюбленный музыкант, да к
тому же итальянец (музыка тогда считалась профессией итальянцев), мог позавидовать
какому-то неудачнику, да к тому же немцу Моцарту. Оказывается, что основания
для зависти все же имелись: Сальери и Моцарт были художниками разного ранга:
талант и гений. Просто таланту в жизни повезло намного больше, чем гению, что,
кстати, бывает очень часто. Сальери мог завидовать только виртуозности Моцарта,
а Моцарт, по слухам, с презрением отзывался о придворном композиторе, поэтому
зависть проявлялась здесь с обеих сторон. Правда, обычно зависть находит выход
не в бокале с ядом, а в клевете. Жертвой ее и стал Сальери. И, надо признать,
она отравила ему существование. После смерти мужа Констанца послала
младшего сына брать уроки у Сальери. Когда его спросили о слухах относительно
того, что придворный композитор отравил его отца, мальчик сказал, что Сальери
не убивал Моцарта «но поистине отравил ему жизнь интригами». В 1823 году ученик Бетховена Игнац
Москелес навестил уже старого и больного Сальери в одной из загородных клиник.
Говорить он мог только отрывочными предложениями. Музыкант отвергал свою
причастность к смерти коллеги. Ценой мучительных усилий он произнес: - В этом абсурдном слухе нет ни
слова правды, клянусь честью... Передайте миру... старый Сальери, который
скоро умрет, сказал вам это. К тому же в письме к жене Констанце
от 14 октября 1791 года, то есть за полтора месяца до смерти, Моцарт пишет, что
по его приглашению Сальери побывал на спектакле «Волшебная флейта», очень
внимательно прослушал оперу и заявил, что никогда не видел «более прекрасной
постановки». Это говорит о том, что отношения между соперниками явно
смягчились. В майские дни 1997 года в Милане,
главном зале Дворца юстиции проходил необычный судебный процесс:
рассматривалось преступление двухвековой давности. Слушалось дело Сальери об
отравлении им великого Моцарта. В свидетели с обеих сторон пригласили
знаменитых врачей. Итак, через двести с лишним лет Антонио Сальери был оправдан
«за отсутствием состава преступления». Одним из самых оригинальных доводов
защиты был такой: будь Антонио Сальери патологическим завистником, мир бы
прежде времени лишился и других великих композиторов: Бетховена, Листа,
Шуберта, чей гений не меньшего масштаба, чем у Моцарта. Почему же он не
заставил замолчать и их? Напротив, Сальери усердно передавал им секреты музыкального
мастерства, более того, прославлял их творчество. Вторым подозреваемым в предполагаемом
убийстве был Франц Хофдемель, брат масонской ложи, в которой состоял
композитор. Его очаровательная молодая жена Магдалена была одной из последних
учениц Моцарта. Через несколько дней после смерти композитора Хофдемель
яростно набросился на свою беременную жену с бритвой, искалечив и изуродовав
ее, а затем покончил с собой. Магдалена выжила и через пять месяцев родила
ребенка, отцом которого, по слухам, был Моцарт. Однако наблюдения
современников и сохранившиеся письма Моцарта указывают на то, что он был
глубоко предан Констанце, и не было никаких доказательств его внебрачных
связей. Уже в наше время видный швейцарский
медик Карл Бэр, скрупулезно изучив все имеющиеся факты и свидетельства,
собранные врачом Моцарта Клоссе, назвал поставленный им диагноз
«любительским». Собственно, в современной медицине даже нет такого понятия,
как «острая сыпная лихорадка». Вся симптоматика, по мнению Бэра, указывает на
суставной ревматизм. С этим согласился и профессор Дэвис, опубликовавший
подробный анализ истории болезни композитора. Гений с детства страдал
тонзиллитом, перенес тиф, ветрянку, бронхит и гепатит А. Однако ключевым
моментом стало стрептококковое поражение верхних дыхательных путей. Последствия
перенесенной инфекции проявились после переезда в Вену, когда Моцарт тяжело
занемог: симптомы суставного ревматизма сопровождались приступами рвоты. Непосредственной же причиной
смерти композитора стало сочетание стрептококковой интоксикации, подхваченной в
разгар эпидемии, и почечной недостаточности. Бронхопневмония и кровоизлияние в
мозг стали последним аккордом. Незадолго до полуночи Моцарт потерял
сознание. 5 декабря 1791 года сердце композитора, не дожившего два месяца до
своего 36-летия, замерло навсегда. Дэвис полагает, что почечная недостаточность
могла вызвать бредовое состояние, что и привело умирающего к мучным мыслям об
отравлении. На этом, казалось бы, можно поставить
точку в деле о таинственной кончине величайшего композитора XVIII столетия. Но
как быть с загадкой странных, постыдных похорон? А хоронили его с необычайной
торопливостью, можно сказать, по-воровски, чтобы скрыть даже факт смерти музыкального
гения, не проявив элементарного уважения. Тело его даже не внесли в собор, а
прощальный обряд наспех совершался у капеллы св. Креста, прилегающей к
передней стенке храма. Причем отпевали Моцарта уже на следующий день после
смерти. Не поставили памятника? Но его и не полагалось на общих могилах, поскольку
участки использовались многократно. И нет ничего странного в том, что место
захоронения великого композитора неизвестно — могилы нищих перекапывались
каждые семь лет. Прошлое готово напомнить о себе в
любую минуту. Совсем недавно в Америке каким-то чудом отыскались ноты двух
ранее неизвестных пьес Моцарта. Дотошным музыковедам посчастливилось обнаружить
имя Вольфганга Амадея Моцарта, зашифрованное нотными знаками. Вот уж поистине
сенсационная находка! Так нежданно-негаданно порой
возвращается давно минувшее, а смерть облекается ореолом бессмертия... | |
| |
Просмотров: 5476 | |
Всего комментариев: 0 | |